Главная / О компании / Новости / Последние тренды и перспективы рынка доставки еды в России

Последние тренды и перспективы рынка доставки еды в России

С доставкой еды в России нет проблем. Рынок стремительно растет, сильные игроки продолжают укреплять свои позиции. Так, сервис Delivery Club станет частью компании «Яндекс». Сервис сохранит свой бренд и софт, но будет интегрирован в техноплатформу «Яндекс Еды».

Эксперты отреагировали на новость достаточно спокойно. По их мнению, в текущей ситуации консолидация активов выглядит естественно. Усиление позиций «Яндекс Еды» не означает, что в России будет безраздельно господствовать одна компания. Рынок доставки еды далек от насыщения. По данным агентства BusinesStat, в 2022 году его оборот должен превысить 675 млрд, а в 2023-м — 1 триллион рублей.

Многообразие участников рынка

Доставкой еды занимаются многие компании. Люди, заказывающие услугу, особо не вникают в нюансы технологий, которые позволяют им быстро накрыть на стол. По данным РОМИР, 87% опрошенным без разницы, кто им доставит заказ – представитель агрегатора, маркетплейса, магазина или ресторана. Лишь 26% отдают предпочтение агрегаторам. Половина россиян заказывают еду в ресторанах, 42% — в магазинах. Многие клиенты время от времени пользуются различными видами доставки.

Доставщик едыПо оценке BusinesStat, более 70% рынка делят топ-20 крупных игроков. Среди них:

  • Сервисы всемогущего «Яндекса» — «Еда», «Лавка» – 14%
  • Delivery Club — 10,3%
  • «Сбермаркет» — 9,6%
  • «Самокат», который войдет в экосистему «Сбера», — 6,9%

Среди классических ритейлеров в топе X5 Group (7,2%) и «ВкусВилл» (7,1%), среди маркетплейсов — Ozon вместе с Ozon Fresh (4,7%) и активно развивающийся Wildberries (3,7%). Замыкают топ-10 Metro и Dodo Brands (по 4,3%). Среди компаний, набирающих ход, можно выделить Broniboy, работающую с магазинами и ресторанами. Сервис вышел в лидеры на юге РФ и уже положительно зарекомендовал себя в Московском регионе.

Сегмент доставки продуктов

В этой нише наиболее активно конкурируют службы доставки торговых сетей и компании, работающие с разными магазинами. Директор агентства INFOLine Иван Федяков прогнозирует укрепление позиций «Сбера». По его словам, это произойдет в основном за счет дочернего «Самоката». По версии Russia TOP, в сегменте e-grocery «СберМаркет» лидирует, а «Самокат» на 4 месте. Их общий оборот почти в 2 раза больше, чем у «ВкусВилла», который идет на 2 позиции. «Яндекс Лавка» на 7-ом месте, Delivery Club на 9-ом, а «Яндекс Еда» лишь на 10-ой позиции.

По словам президента Ассоциации компаний онлайн-торговли Артема Соколова, последние 2 года продукты питания входят в пятерку наиболее популярных категорий товаров, которые покупают в интернете. С 2020 года еда на 4 месте, в перспективе ей вполне по силам обойти одежду и обувь, занимающие 2 и 3 позиции.

Сегмент готовой еды

Доставкой свежеприготовленных блюд занимаются агрегаторы; дарк-китчены, работающие только дистанционно; фабрики-кухни, предлагающие теплую еду и подобранные ингредиенты для самостоятельной готовки; линейки здорового питания. Активно развиваются службы доставки ресторанов. Некоторые заведения общепита делают акцент именно на удаленном формате обслуживания.

Активность опытных игроков не отпугивает новые компании, желающие заработать в этой нише. Доставкой из ресторанов планирует заняться «Сбер», что может оказать серьезное влияние на развитие рынка.

Монополизация рынку доставки еды не грозит. ФАС России одобрила покупку «Яндексом» компании Delivery Club, однако дала предписания с целью обеспечения честной конкуренции. Ресторанам-партнерам будет сохранен размер и алгоритм формирования вознаграждения. Порядок останется неизменным в течение 3 лет после заключения сделки.