Потери доставки на спросе
Такой сегмент рынка, как доставка в последнее время переживает серьезные структурные изменения. Начиная с апреля текущего года, согласно данным компании INFOLine, определился значительный спад в сфере бизнеса по доставке продуктов и готовой еды. Он недосчитался в среднем 20% своей прибыли. По мнению аналитиков это связано не только с сезонным снижением покупательской активности, но и сокращением основных игроков этого рынка размеров инвестиций в развитие этого сегмента.
Еще одна причина, по мнению эксперта в сфере доставки готовых блюд Артура Чистякова, заключается в том, что в последние два года этот сегмент развивался достаточно активно, и сейчас пришло время структурных изменений. В период пандемии многие фирмы от безысходности стали искать выходы и стали заниматься доставкой. Не все их них пришли в отрасль с серьезными намерениями и выверенными подходами.
Кто выиграл в этой нише рынка
Наибольший профит получили те компании, которые пришли в бизнес до пандемии, и у которых и ранее он был достаточно отлаженным и работающим. В настоящее время большинство ограничений снято, и некоторые предприниматели перестали вкладываться в развитие собственной доставки, предпочтя пользоваться услугами агрегаторов.
То есть, падения рынка, как такового, не произошло. Суть перемен — в перераспределении сил. Из бизнеса ушли случайные игроки, а доля и вес агрегаторов сегодня, напротив, увеличились. Еще одна тенденция — начавшаяся развиваться относительно недавно доставка непосредственно из магазинов. Здесь была относительно низкая база в сравнении со сферой доставки готовой еды и высокий потенциал. Как результат — сейчас наблюдается значительный рост именно в этом сегменте.
Тенденции и особенности развития на перспективу
По мнению экспертов, несмотря на то, что такой бизнес строить сложнее, он будет развиваться. И сейчас, по сути, находится только на старте своего пути. Доля онлайн-продаж из магазинов в целом по стране составляет порядка 3.5%, в столицах — около 5%. Существенный рост сдерживается тем, что многие игроки начали корректировать экономические модели в направлении сокращения привилегий для клиентов.
В числе наиболее радикальных перемен — выставление полных счетов за доставку товаров. Инвестиции в маркетинг приостановлены или значительно сокращены практически у всех игроков в этой сфере. Фокус на то, чтобы улучшить юнит-экономику каждого заказа. То есть, при снижении удельной доли доставки в чеке, ее цена приближена к реальным расходам компании на сборку, доставку заказов.
Когда это стали делать многие компании, экономическая эффективность снизилась. Как результат — ряд сильных игроков, например, «Самокат», ушел из ряда регионов. «Сбермаркет» в разы увеличил стоимость доставки, что стало неинтересно потребителю. Фактически, клиенту стало проще сходить в магазин самостоятельно.
Список лидеров рынка доставки выглядит примерно так:
- Delivery Clab. Оборот этой компании во втором квартале возрос на 182%
- Лента Онлайн, общий рост оборота которой превысил 160%
- «ВкуссВилл», который по мнению экспертов имеет лучшие показатели в перспективе
ВкуссВилл — практически единственная сеть на сегодня, не ограничивающая покупателей минимальной суммой заказа, за который не берутся деньги. Зона доставки этой сети постоянно расширяется.