Главная / О компании / Новости / Спрос на продуктовые наборы резко снизился

Спрос на продуктовые наборы резко снизился

Операторы, еще недавно срывающие куш на доставке готовых рационов и продуктовых наборов, теряют рынок сбыта. Эксперты объясняют падение спроса двумя причинами: невозможностью рекламировать свой товар в иностранных поисковиках и блокировкой некоторых соцсетей. К этому можно прибавить и снижение платежеспособности населения, которое произошло после начала частичной мобилизации в стране.

Третий квартал 2022 года показал сокращение объема этого сегмента на рынке на 19% — максимальный спад за последние 6 лет. Многие, кто раньше регулярно покупал готовые рационы, стали чаще посещать супермаркеты и пользоваться услугами общепита.

Что говорят цифры

Доставка едыПо статистике Infoline, за 3 кв. 2022 года на рынке готовых рационов и продуктовых наборов удалось заработать 3,4 млрд рублей. Это меньше на 23%, чем за 2 кв. 2022 года, и на 19%, чем за аналогичный период в прошлом году. По данным исследований сервиса Tinkoff Data, количество заказов снизилось на 41%, а траты соотечественников в этом сегменте сократились на 33%.

До апреля нынешнего года, когда рынок ощутил на себе первые признаки стагнации, доставка продуктовых наборов росла быстрыми темпами. Но в 3 квартале динамика стала резко негативной. Если в 2021 году показатели роста увеличились в полтора раза по сравнению с 2020 годом, то сейчас наблюдается только снижение.

По мнению Михаила Бурмистрова, гендиректора Infoline, причина снижения спроса на готовые рационы связана с уменьшением доходов населения. Одновременно с этим возрастает роль конкурирующих структур — общепита и реализации продукции в розницу. По последним подсчетам, средний чек на заказы вырос до 4,6 тыс. рублей, то есть на 13% от предыдущего. Покупатели, ранее оформлявшие доставку рационов и наборов, стали оставлять больше денег в заведениях общепита и продуктовых магазинах.

Михаил Бурмистров также отметил, что немалую роль в снижении интереса к покупке продуктовых наборов сыграли два фактора: мобилизация и вызванная ею эмиграция. Волна платежеспособных россиян хлынула за пределы России, а оставшиеся пребывают в состоянии неопределенности и все чаще отказываются от доставки готовых рационов.

Чтобы вернуть объемы рынка, операторам приходится искать новые способы привлечения потребителей. Ранее высокий эффект показывала реклама в заблокированных соцсетях и Google, собиравшая до 90% новых клиентов. Сейчас ее размещать стало невозможно. По словам Ольги Зиновьевой, руководителя Elementaree, другие каналы не способны дать подобных результатов.

Третий квартал показал, что выручка упала у многих компаний, например, у Performance Group — на 22%, у Grow Food — на 20%, немного снизилась и у Elementaree. Отличается от остальных только «Шефмаркет», повысивший показатели на 11,5% и рассчитывающий, что к концу года выручка еще немного подрастет. Это не означает, что она сравнится с приростом в прошлые годы.

По прогнозам, падение объема рынка продуктовых наборов и готовых рационов будет продолжаться. Сегодня называют цифру 4%. Некоторые компании стали рассматривать в качестве выхода из такого положения диверсификацию своего бизнеса. Возможно, для загрузки производства на полную мощность наступило время задуматься о смежных рынках.