«Яндекс.Еда» поглощает курьеров
В результате интеграции Delivery Club в орбиту «Яндекса» существующее положение сил на отечественном рынке доставки пищи, скорее всего, изменится.
Второй квартал 2022-го принес сервисам «Яндекс.Еда» и Delivery Club более 11 млрд руб., обеспечив им место в пятерке крупнейших рыночных игроков. По мнению аналитиков, эта интеграция сравнима с недавним приобретением «Яндексом» российских активов Uber. Они считают, что госрегулятор согласует данную сделку при условии сохранения сервисных условий для пользователей-физлиц, рестораторов и курьеров.
Улучшение позиций
Поглощение «Яндексом» Delivery Club, обеспечивавшего сервис по доставке пищи, значительно повысит позиции компании в этой сфере рынка. Согласно рейтингу E-Grocery Russia Top, второй квартал текущего года дал обоим, теперь уже интегрированным сервисам, выручку в размере 11,7 млрд руб. Этот оборот соответствовал седьмой позиции рейтинга, позволяющей выступить в борьбу за более высокими рыночные позиции с лидерами из ТОП-5 — Wildberries и Ozon, – чья выручка в этом сегменте была, соответственно, 12,4 млрд и 12,1 млрд руб.
По итогам второго квартала сервис Delivery Club продемонстрировал наибольший рост в сегменте рынка «доставка готовой еды», с увеличением оборотных средств более 7,9 млрд руб. (на 182%) к этому году. Изначально сервис доставки представлял собой часть СП «О2О Холдинг», созданного «Сбером» и VK. По заявлению VK, сделанному 23 августа, компания выходит из «О2О Холдинг» с выкупом Delivery Club — активом, предназначенным для обмена на «Новости» и «Дзен» с компанией «Яндекс». После одобрения ФАС сделка, как ожидается, будет закрыта до истечения 2022 года.
Какие изменения предстоят курьерскому сервису
По утверждению Романа Маресова, CEO «Яндекс.Еды», постоянные клиенты Delivery Club новшеств практически не заметят:
- Подразделение доставки еды сохранит свой бренд
- Его приложение и сайт будут все также доступны пользователям
- Сервис по завершении сделки будет переведен на платформу «Яндекс.Еда»
Согласно уточнению «Яндекса», предстоящая интеграция коснется как команды сервиса, так и его участников — торговые сети и рестораны, пользователей и курьеров. В обоих приложениях появится общие предложения, т.е. пользователи смогут заказывать из любых торговых точек и ресторанов, что сотрудничают с каждым из двух сервисов.
Для курьерского подразделения будет действовать единая система, распределяющая заказы. Поэтапная интеграция этого процесса, как ожидается, завершится в первом квартале 2023-го.
Два идентичных сервиса с одним собственником
Как отмечает аналитик Артем Михайлин из «Велес Капитал», предпринятая «Яндексом» схема приобретения Delivery Club схожа с ситуацией, сложившейся перед более ранней покупкой активов российского подразделения Uber — на рынке появляются два приложения, которыми владеет один собственник.
«Велес Капитал» прогнозирует выручку Delivery Club по итогам 2022-го, ориентировочно, в 24 млрд руб. По данным последнего публичного отчета (первый квартал текущего года) оборотный капитал данного сервиса ежегодно возрастает на 50%, а количество заказов выросло на 72%, превысив 30,3 млн.
Несмотря на отрицательную EBITDA, отмечает Михайлин, закрытие этой сделки «Яндексом» очевидно повысит рентабельность сервиса, как это произошло с «Яндекс.Едой». Сегмент рынка курьерских услуг по продуктам и еде в 2021-м вырос до 650 млрд руб., и его ежегодный рост продолжится не мене чем на 20% в следующие годы, уверен Михайлин.
Как отметил Михаил Бурмистров, глава «Infoline-Аналитики», возможным риском интеграции Delivery Club в орбиту «Яндекса» может быть образование сверхкрупного игрока для этого сегмента, продолжающего генерацию убытков. При невозможности дифференцирования обоих проектов, считает Бурмистров, эти бренды к 2023-2024 годам будут подвергнуты слиянию до единственного бренда.