Главная / О компании / Новости / Ждет ли крах сервисы доставки рационов на фоне падения спроса?

Ждет ли крах сервисы доставки рационов на фоне падения спроса?

Рационы едыПервый квартал 2022 года ознаменовался серьезным падением спроса на услуги по доставке рационов и наборов для готовки, объем рынка составил 5 млрд руб. По данным исследования Infoline, с января по март трафик на сайтах таких компаний упал почти на 40% по сравнению с этим же периодом предыдущего года.

Такой поворот вынудил многие компании свернуть наименее перспективные проекты в этой нише. Развитие в этом направлении отменили Rock'n'raw, Juicy-food, Prime, Foodbasket.pro и Simple Kitchen — какие-то проекты приостановили работу, кто-то закрылся вообще. Те, кто остался на плаву, спешно пересматривают стратегии в попытках перестроиться под ситуацию, многие концентрируются на эконом-сегменте. А игроки из других отраслей, планировавшие попробовать себя в доставке рационов и наборов для готовки, стремительно теряют к этому направлению интерес (в частности, «Азбука вкуса», X5 Group, «Яндекс»).

Как менялась ситуация в индустрии

За один только март 2022 года продажи сервисов доставки рационов упали на 13%, на этот месяц пришелся основной спад. Представители Performance Group (в которую входят такие бренды, как Level Kitchen, My Food, Performance Food) связывают тенденцию сокращения спроса с нестабильностью геополитической ситуации в мире, скачками курса рубля и в целом возросшей тревожностью потребителей. С этими выводами согласно руководство «ВкусМил» (дочерней компании сети «ВкусВилл») и «Шефмаркет».

А вот в Grow Food статистика и настроения оптимистичнее — компания сообщает о том, что после февральского застоя в марте-апреле ситуация со спросом выровнялась плюс-минус к прошлогодним показателям.

Рационы едыПо данным Infoline, по итогам 2021 года в сегменте рационов и доставки продуктовых наборов крупнейший игрок — по-прежнему Performance Group. На долю компании приходится треть рынка, а ее оборот составляет около 5 млрд руб. На втором месте (20% рынка) — Grow Food с оборотом в 3,2 млрд руб., на третьем — «Шефмаркет» с оборотом в 1,25 млрд руб.

Но многие сервисы из ниши переживают тяжелые времена — часть из проектов заморожена, часть закрыта насовсем (в общей сложности таких компаний в нише насчитывается минимум пять). Например, источники, близкие к руководству Prime, причиной отказа сети от развития проектов с доставкой рационов называют неподъемные расценки на продвижение. В мае компания приостановила работу и в B2B-направлении, но официальных комментариев сеть не дает. Молчат и в «Азбуке вкуса», компания собиралась вступить в игру, но на сайте заказать рацион возможности нет. Сейчас время от времени на рынке появляются и мелкие игроки, но быстро закрываются.

Какие пути выхода из кризиса видят игроки рынка

В новых условиях сервисы доставки рационов ищут новые подходы к аудитории, предлагая питание «под ключ» на день/ неделю/ месяц. Компании, продающие наборы продуктов, создают комплекты для приготовления различных блюд.

Крупные ритейлеры и агрегаторы доставки, планировавшие попробовать себя в нише рационов и продуктовых наборов, переориентируются:

  • «Яндекс», купивший в 2018 году «Партию еды», вместо доставки наборов по подписке, как планировалось, сменил вектор развития проекта, сконцентрировавшись на производстве кулинарии.
  • Компания X5 Group (сетевые магазины «Перекресток», «Пятерочка», «Чижик»), планировавшая тесное сотрудничество с крупными игроками ниши — Performance Group, Grow Food и Elementaree — сейчас продолжает работу только с Elementaree.

Все это — свидетельство рухнувших перспектив, ведь в 2021 году в денежном отношении сегмент доставки рационов вырос в 1,5 раза — до 16,5 млрд руб. В 2022 году, по оценкам Infoline, объем рынка возрастет только на 34%. Performance Group планирует наращивать долю путем экспансии, а компания Grow Food под давлением снижения покупательской способности запустила проект «Прием», ориентированный на эконом-сегмент.