Ждет ли крах сервисы доставки рационов на фоне падения спроса?
Первый квартал 2022 года ознаменовался серьезным падением спроса на услуги по доставке рационов и наборов для готовки, объем рынка составил 5 млрд руб. По данным исследования Infoline, с января по март трафик на сайтах таких компаний упал почти на 40% по сравнению с этим же периодом предыдущего года.
Такой поворот вынудил многие компании свернуть наименее перспективные проекты в этой нише. Развитие в этом направлении отменили Rock'n'raw, Juicy-food, Prime, Foodbasket.pro и Simple Kitchen — какие-то проекты приостановили работу, кто-то закрылся вообще. Те, кто остался на плаву, спешно пересматривают стратегии в попытках перестроиться под ситуацию, многие концентрируются на эконом-сегменте. А игроки из других отраслей, планировавшие попробовать себя в доставке рационов и наборов для готовки, стремительно теряют к этому направлению интерес (в частности, «Азбука вкуса», X5 Group, «Яндекс»).
Как менялась ситуация в индустрии
За один только март 2022 года продажи сервисов доставки рационов упали на 13%, на этот месяц пришелся основной спад. Представители Performance Group (в которую входят такие бренды, как Level Kitchen, My Food, Performance Food) связывают тенденцию сокращения спроса с нестабильностью геополитической ситуации в мире, скачками курса рубля и в целом возросшей тревожностью потребителей. С этими выводами согласно руководство «ВкусМил» (дочерней компании сети «ВкусВилл») и «Шефмаркет».
А вот в Grow Food статистика и настроения оптимистичнее — компания сообщает о том, что после февральского застоя в марте-апреле ситуация со спросом выровнялась плюс-минус к прошлогодним показателям.
По данным Infoline, по итогам 2021 года в сегменте рационов и доставки продуктовых наборов крупнейший игрок — по-прежнему Performance Group. На долю компании приходится треть рынка, а ее оборот составляет около 5 млрд руб. На втором месте (20% рынка) — Grow Food с оборотом в 3,2 млрд руб., на третьем — «Шефмаркет» с оборотом в 1,25 млрд руб.
Но многие сервисы из ниши переживают тяжелые времена — часть из проектов заморожена, часть закрыта насовсем (в общей сложности таких компаний в нише насчитывается минимум пять). Например, источники, близкие к руководству Prime, причиной отказа сети от развития проектов с доставкой рационов называют неподъемные расценки на продвижение. В мае компания приостановила работу и в B2B-направлении, но официальных комментариев сеть не дает. Молчат и в «Азбуке вкуса», компания собиралась вступить в игру, но на сайте заказать рацион возможности нет. Сейчас время от времени на рынке появляются и мелкие игроки, но быстро закрываются.
Какие пути выхода из кризиса видят игроки рынка
В новых условиях сервисы доставки рационов ищут новые подходы к аудитории, предлагая питание «под ключ» на день/ неделю/ месяц. Компании, продающие наборы продуктов, создают комплекты для приготовления различных блюд.
Крупные ритейлеры и агрегаторы доставки, планировавшие попробовать себя в нише рационов и продуктовых наборов, переориентируются:
- «Яндекс», купивший в 2018 году «Партию еды», вместо доставки наборов по подписке, как планировалось, сменил вектор развития проекта, сконцентрировавшись на производстве кулинарии.
- Компания X5 Group (сетевые магазины «Перекресток», «Пятерочка», «Чижик»), планировавшая тесное сотрудничество с крупными игроками ниши — Performance Group, Grow Food и Elementaree — сейчас продолжает работу только с Elementaree.
Все это — свидетельство рухнувших перспектив, ведь в 2021 году в денежном отношении сегмент доставки рационов вырос в 1,5 раза — до 16,5 млрд руб. В 2022 году, по оценкам Infoline, объем рынка возрастет только на 34%. Performance Group планирует наращивать долю путем экспансии, а компания Grow Food под давлением снижения покупательской способности запустила проект «Прием», ориентированный на эконом-сегмент.